АУ Досуг
21. 11. 2017 г.


Методика проведения творческих конкурсов

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 оценок, в среднем: 1,00 из 5)
Загрузка...

26.02.2015 | Автор:
6Методика проведения творческих конкурсов Алгоритм организации творческих конкурсов – тот же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ. В основе же любого творческого конкурса лежит соревнование в каком-либо виде деятельности, а это характерная черта всех конкурсных программ. Первый и главный отличительный признак творческих конкурсов отражен в слове «творческий». В отличии от других конкурсных программ в этих конкурсах участники соревнуются в таких видах деятельности, которые носят преимущественно творческий характер. Другими словами, непременным атрибутом этих конкурсов должен стать творческий подход к конкурсным заданиям, т.е. нестандартный необычный, нетрафаретный. У детей это требование легче всего выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям проще проявить свой творческий потенциал. Поэтому детские творческие конкурсы часто называют «игровыми творческими конкурсами». Классические примеры творческих конкурсов: Врунов имени барона Мюнхгаузена, аукцион талантов, рыцарский турнир, КВН. Все эти игры-конкурсы знакомы нескольким поколениям культорганизаторов. Причин популярности творческих конкурсов можно назвать несколько. Из причин, лежащих на поверхности, можно назвать веселый, задорный, жизнеутверждающий характер творческих конкурсов. Другой причиной, более существенной, можно назвать тот факт, что для выполнения творческих конкурсных заданий часто не требуется высокого уровня сформированности тех или иных навыков. В отличии от конкурса юных скрипачей или конкурса юных механизаторов, где без навыков и умения нечего делать, в творческих конкурсах могут принимать участие все желающие. Обладая лишь смелостью и фантазией, они имеют шанс самовыразиться, утвердиться среди сверстников, не отличаясь при этом какими-то особыми талантами. И если во время выступления над участниками будут смеяться – это хорошо: творческие конкурсы как раз и рассчитаны на то, чтобы вызвать смех у зрителя. Еще одна причина заставляет взрослых-организаторов обратить внимание на это «семейство» мероприятий. Творческие конкурсы обладают исключительным потенциалом для развития самых разных способностей ребенка. Среди качеств и умений, которые развиваются у детей, активно участвующих в играх-конкурсах, можно назвать:
  • Коммуникативные способности;
  • Умение достойно держаться перед аудиторией;
  • Мимическую и пантомимическую культуру;
  • Навык совместной групповой деятельности, умение фантазировать;
  • Навык свободного, образного говорения, т.е. речевые навыки;
  • Склонность к импровизации;
  • Нестандартность мышления при решении жизненных проблем;
  • Эстетический вкус;
  • Чувство юмора.
Пренебрежение творческими конкурсами, тем более непростительно, что в плане организационных усилий эти мероприятия очень просты. В основе их организации, как уже было сказано, лежит тот же алгоритм, по которому идет подготовка и проведение любых конкурсных программ. При этом отдельные этапы подготовительной работы могут носить упрощенный, символический характер. Единственное, чем нельзя пренебрегать, что нельзя упрощать – это конкурсные задания. Они всегда должны быть яркими, интересными, стимулирующими воображение, вызывающими желание их выполнять. И конечно же, любое упрощение неуместно тогда, когда творческий конкурс проводится как большая праздничная шоу-программа. В этом случае ко всем этапам подготовки следует  отнестись с максимальной серьезностью. В отношении творческих конкурсов сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны – они популярны, любимы, полезны и легки в организации. С другой стороны – творческих конкурсов проводится чрезвычайно мало. Причин этому несколько. Если не касаться субъективных причин, связанных с ленью и недобросовестностью и рассматривать только объективные обстоятельства, то первым из них можно назвать тот факт, что число широко известных творческих конкурсов невелико. Кроме уже названных можно вспомнить еще десяток-другой конкурсов, имеющих массовую известность. Поэтому организуются одни и те же конкурсные мероприятия, а проводить ежемесячно рыцарские турниры и аукционы талантов это все равно, что каждый день смотреть по телевизору фильм «Бриллиантовая  рука»: какой бы замечательной не была эта кинокомедия, в конце концов и она утомит любого зрителя. Вторая причина: большинство культработников не владеют приемами творческого мышления, а значит, не могут сами «изобрести» новый творческий конкурс. Неумение придумывать толкает работников на выискивание новых идей в различных методических рекомендациях, в книгах и брошюрах по организации детского досуга, а там, в свою очередь, содержатся описания все тех же рыцарских турниров и аукционов талантов. Ведь те, кто составляет рекомендации, то же не всегда отличаются способностью к творчеству. Для того, чтобы вырваться из этого замкнутого круга культорганизаторы, организующие творческие конкурсы, должны овладеть приемами творческих решений воспитательных задач, а в данном случае – приемами придумывания новых конкурсов. Конкурс имени барона Мюнхгаузена посвящен литературному герою, получившему всемирную известность и ставшему символом определенного качества, присущего очень многим людям. Но ведь кроме Мюнхгаузена есть другие литературные герои, чье имя давно стало нарицательным. Эти персонажи не менее известны, чем Мюнхгаузен, и они также символизируют определенные черты человеческого характера или устойчивые типы поведения людей. А это значит, что могут существовать творческие конкурсы, посвященные и другим знаменитым литературным героям: Конкурс им. Шерлока Холмса, Дон Кихота, Робинзона Крузо, Остапа Бендера, Джеймса Бонда, Ходжи Насретдина  и т.д. Легко догадаться, что этот перечень можно продолжать. И все они будут посвящены литературным героям, а творческие задания в них будут отражать таланты именно этих героев. Самое удивительное, что многие из перечисленных конкурсов до сих пор не проводились. Основным признаком этих конкурсов является то, что конкурсы посвящены герою-символу, но совсем не обязательно, чтобы это был литературный персонаж. А значит, могут существовать и творческие конкурсы:
  • Посвященные знаменитым литературным сказочным персонажам (Доктор Айболит, Незнайка, Алиса Селезнева и др.);
  • Посвященные знаменитым персонажам мультфильмов (Черный плащ и т.д.);
  • Посвященные знаменитым киноперсонажам (Рэмбо и т.д.);
  • Посвященные героям всего одной книги («Три мушкетера», где не менее десяти колоритных персонажей);
  Десятки лет культорганизаторы проводят конкурсы имени барона Мюнхгаузена, не задумываясь о том, что могут существовать ещё тысячи конкурсов подобных ему. Точно такую же работу можно проделать и с игрой «Два корабля». В этой игре соревнуются в творческом выполнении заданий две команды,  состоящие из 7-10 чел. и представляющие как бы экипажи кораблей. В каждом настоящем экипаже есть капитан, штурман, боцман, радист, кок, матросы и юнги, поэтому все участники команды берут на себя соответствующие роли. И соревнование идет поочередно между двумя радистами, которые «принимают расшифровку», двумя штурманами, которые «прокладывают курс», и т.д. Если же забыть о морской специфики, то получится, что это игра между двумя коллективами объединяющими представителей профессий, которые соревнуются между собой в своем «профессиональном» мастерстве. Но ведь подобные «трудовые коллективы» существуют не только на кораблях, такие же многопрофильные бригады можно встретить в самых различных сферах. И следовательно, можно разработать творческие конкурсы, подобные   игре «Два корабля», которые будут называться: «Две поликлиники»; «Две строительные бригады»; «Два театра»; «Две киностудии»; «Два колхоза»; «Два военных округа»; «Два звездолета» и т.д. и т.п. Все эти игры будут командными. В каждую команду войдут представители разных «профессий». Все игроки будут поочередно соревноваться между собой в выполнении творческих задач, отражающих особенности этих «профессий».  Названия этим играм-конкурсам можно придумать более благозвучные, но можно обойтись и приведенными, объединив все игры в один цикл «Конкурсы около профессионального мастерства». Такую серею игр можно проводить ежемесячно среди школьников среднего звена, и при этом в течение года ни разу не повториться ни в «профессиях», ни в конкурсных заданиях. Кроме трудовых многопрофильных бригад, существуют и иные типы объединений. Есть политические партии и научные центры. Есть тайные секретные службы и наконец, есть просто семьи, живущие в одном доме. Общий вывод в отношении этих игр похож на уже прозвучавший6 много лет в клубах, школах, загородных лагерях проводят игру «Два корабля» и совершенно не видят, что подобных игр существует не меньше сотни. Если вы уже поняли, принципы лежащие в основе творческого приема классификации, то попробуйте самостоятельно разработать новые конкурсы. Постарайтесь при думать не менее десяти новых конкурсов и если у вас это получится, значит вы – творческий человек, просто вы не верили в свои силы и боялись преодолеть инертность своего мышления. Процесс изобретения новых конкурсов очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика для ума». И если воспользоваться всеми приемами придумывания, а их, кроме классификации, существует еще не мало, то можно составить целую картотеку, насчитывающую десятки тысяч названий. Но процесс «изобретения» не заканчивается, а только начинается  с придумывания названий. Ведь у творческого конкурса, как у каждого мероприятия, помимо названия, должно быть форма и содержание. А содержание творческих конкурсов, к сожалению, не редко бывает однообразным. В том, что разные конкурсы имеют часто одинаковое содержание, повинны уже организаторы, которые не умеют или не хотят разрабатывать это содержание. Можно привести такой пример. Вот пять конкурсов, имеющих одну «родовую» форму: «А ну-ка, девочки», «Мисс класса», «Золушка года», «Леди очарование» и «Да здравствует маленькая Баба-Яга». Эти конкурсы проводились в разное время. Но во всех конкурсах девочкам-участницам предлагалось выполнить одни и те же пять заданий: -продемонстрировать свой наряд; -исполнить свою любимую песню; -составить букет из предложенных цветов; -сказать себе как можно больше ласковых слов, глядя в зеркало; -вырезать из бумаги салфетку.   Если проанализировать эти задания, то можно отметить, что первые два из них имеют совсем не творческий характер, но это не так уж существенно по сравнению с тем, что «Золушка  года» и «Баба-Яга» должны соревноваться в одних и тех же умениях. Причину этой нелогичности можно указать только одну – некомпетентность, небрежность или халатность организаторов конкурса. Организаторы предложили в качестве заданий первое, что пришло им в голову, не удосужились привести задания в соответствие с придуманным ими же названиями. Так происходит довольно часто: когда возникает новое название «организаторы» перетаскивают в этот конкурс содержание уже известных. И поэтому в конкурсе «Мисс школы» используются те же задания, что когда-то выполнялись участницами конкурса «А ну-ка, девушки». Творческий конкурс будет тогда по-настоящему новым, когда новому названию будет соответствовать новое содержание, т.е. творческие задания. В примере с конкурсами для девочек это требование могло быть выполнено таким образом:       Конкурс «Мисс школы» Задания: -исполнить песню о школе; -рассказать о своем любимом учебном предмете; -убедить преподавателя отпустить ваш класс с уроков и т.д.   Конкурс «Золушка года» Задания: -рассказать о своей самой большой мечте; -спеть веселую песенку; -подобрать украшения для своего костюма из предложенных и объяснить выбор; -станцевать с кавалером и т.д.   Конкурс «Леди очарование»   Задания: -продемонстрировать заранее сшитое вечернее платье; -сделать прическу под названием «Осенняя грусть»; -с выражением прочитать отрывок из неизвестного заранее прозаического произведения о любви; - хореографически передать настроение звучащей музыки.   Про все приведенные здесь задания можно сказать, что они сообразны названиям конкурсов. Поменять местами задания невозможно: где это видано, чтобы леди Очарование танцевала со шваброй и а золушка убеждала учителя отпустить её с уроков. Такое соответствие названия, формы и содержания должно быть во всех творческих конкурсах и конечно, необходимо соответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися. Только тогда раскроется их уникальный потенциал. Только тогда они будут развивать и воспитывать детей.


Поделиться с друзьями




Оставить комментарий


*

code

Навигация по сайту
Полезные ссылки

Фотослайдер новостей
Программы и проекты
Наш опрос

Кто автор: "Краткость – сестра таланта"?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Все права защищены © 2017 г. Официальный сайт - АУ КРСТО Досуг

При полном или частичном использовании материалов сайта, активная ссылка на первоисточник audosug.ru строго обязательна..

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
CMS WordPress. Вебдизайн и техподдержка сайта EVS.