«Сударыня Масленица»
(мысли на тему и режиссёрские советы по проведению Масленицы)
«В праздники Боги спускались потешиться
и повеселиться вместе с людьми.
Не было ощущения безысходности и безнадёжности, вера была и утешением и усладой!
Когда-то русскому человеку было присуще светлое, радостное, незамутнённое состояние сознания, ощущение лёгкости бытия».
(«2005. Русские обряды и праздники».
Автор: Буенок А.
«Издательство «Тритон». Санкт-Петербург,
2001 года, типография «Тритон»).
II.
Формы и «с чем их едят».
«И самый хладнокровный человек любит горячие блины»
(поговорка)
К большому сожалению, практически во всех празднованиях масленицы различий нет!
О чём это говорит?
О формально подходе к формам масленичных гуляний.
То есть - темы не были изучены!
Господствует принцип: «Делаем как всегда! Делаем как все!»
То есть, подготовка к Празднику ведется не
праздничными мыслями, а
будничными…
А Праздник – это не будни!
Но не будем никого критиковать, а попробуем разобраться: чем же формы отличаются друг от друга?
Итак…
первая.
«Встречаем Масленицу».
Действенный глагол:
«встречаем».
Любая праздничная встреча подразумевает:
- подготовку к праздничному событию (творческий канун);
- ожидание гостя (гостей, события и др.);
- явление (приезд, приход, прилёт и т.п.) символа Праздника;
- встреча;
- знакомство (обряд открытия),
- гуляния.
Общая тема «Встречаем Масленицу» разбивается на маленькие составные сквозного праздничного действа.
Глагол «разбивается» имеет ввиду не «рассыпуху», а
разнообразие.
Попробуем – каждой «мелкой составной части» и дать название, и определить содержание (и названия, и содержания носят условный, относительный характер).
1.
Ожидание.
«Масленичный переполох»:
«Песенный перезвон»
фонограмма праздничных, обрядовых, масленичных,
зазывальных песен и мелодий;
«Страсти по Масленице»
(театрализовано-игровой пролог)
(а):
- глашатаи, скоморохи, ряженые, символы года и праздника и
другие различные персонажи оповещают о скором событии:
прибытии Госпожи Широкой Масленицы;
- начинается подготовка к её встрече (это могут быть: игровое
экспресс-оформление, игры, конкурсы, викторины, речёвки,
песни и другие подготовительные развлечения на тему
праздника.
(б):
- может быть и «конфликтный» пролог:
Масленицу похитили (умыкнули или что-то подобное);
за неё надо сражаться (или – бороться);
может появиться
враг (или оппонент) Масленицы
(в Ногинске был Добрыня Никитич, который победил Змея
Горыныча и освободил Весну, а она привела Масленицу);
- были случаи, когда появлялись такие «герои», как - Мировой
Финансовый Кризис, и Конец Света и пытались прекратить
праздник;
- являлся Пост, которому надоело ждать – когда о нём вспомнят;
все эти явления, конечно должны быть решены в добром,
смеховом подходе.
(в):
- закличка Масленицы (или Весны – кого приглашаете).
Закличка должна быть обязательна: не позовёте – не придут ни Масленица, ни Весна.
Основная задача Пролога: собрать людей и подготовить их к прибытию и встрече долгожданной гостьи.
2.
Явление.
«Масленичное посольство»:
здесь могут все виды
праздничного шествия
- шествие торжественное, красивое,
- потешное,
- интерактивно-игровое – с вовлечением в свои ряды праздной
публики;
- это могут быть и «колонны», и «змейки», «ручейки»;
- «Масленичный поезд»,
- и на лыжах, и на санях, на коньках, на санках, и на автотранспорте;
- на русской Тройке – символ Года Коня;
- колонна «От Зимы», колонна «От Весны», «Солнечная колонна»,
«Блинная колонна» и прочее, прочее, прочее;
- под оркестр, под гармошку, с шумелками, свистелками, трещотками
и т.п.;
- транспаранты, плакаты, праздничные лозунги и девизы;
и многое, многое другое.
- Даже «масленичный олимпийский блин-огонь» (тем более, что
Широкая Масленица начинается на другой день после окончания
зимних олимпийских игр в Сочи: передача «праздничной эстафеты» –
налицо!
И главный герой шествия – сама Госпожа Широкая Масленица
(в люб
ом и л
юбом ей «прикиде»:
Масленица тоже любит
рядиться!): одна или с Весной.
- В колонне могут быть все желанные для Масленицы гости:
и праздники грядущего года,
и книжные-кино-мульт-герои,
и сказочные персонажи.
Все они потом могут активно участвовать в празднично представлении.
Но надо помнить: здесь важен размах фантазии, юмора и сообразительности, а не масштаб финансов.
3.
Встреча.
«Блин да Мёд».
Конечно, Масленицу встречают не хлебом-солью, а блинами, пирогами
да оладьями (и всеми видами приправ к блинам: от икры до сметаны).
Встречающими могут быть:
и сам Царь-Блин с супругой Оладушкой,
и царь Горох (как было в ряде городов Подмосковья),
и Царь Берендей со своими берендеями,
и скоморохи, ряженные, лотошники с коробейниками,
и Ком-Медведь – жителями Сказочного Леса,
и Сказка,
и Дед Мороз со Снегурочкой и снеговиками (эти праздничные
персонажи тоже были в программах ряда городов),
и Весна, и Зима (представители времён года любят этот
праздник),
и символы масленичной недели: Зять, Тёща, Разгуляй,
и любые другие персонажи.
Встреча: это чествование Масленицы, здравица в её честь, причащение
блинками (вот для чего нужны лотошники и коробейниками) и приглашение к совместному творческому гулянию: «Пир - на весь мир!».
4.
Знакомство.
«Семья – это семь Я»:
Масленица имеет право сомневаться: а знакома ли она «этим
собравшимся на площади людям»?
Здесь в дело вступает та подготовка, которая проводилась до «Явления
Масленицы народу»:
это и театрализованный «Календарь Масленицы»,
и интерактивный экспресс-диалог с гостями праздника,
и выступление официальных лиц (особенно здорово будет, если
они чуть-чуть преобразятся по-праздничному, и если их речи будут соответствовать настроению Дня).
Ответная речь Масленицы (или её представителя) должна выразить известное народное поверье: «Как Масленицу встретишь и проведёшь – таким и Год будет».
Здравица от Масленицы может быть и музыкальной.
Здесь же и встречные дары от Масленицы:
потешные чины,
прикольные премии и награды,
информация о празднично-игровых просторах гуляний,
и т.п.
И, совместно с официальными лицами Масленица (или её полномочный представитель) совершают обряд открытия гуляний и объявляют гуляния открытыми.
5.
Гуляния.
«Масленичная карусель»:
Масленица передаёт бразды правления ведущим (в любом имидже,
образе иди «прикиде» - лучше, чтобы это был
игромастер, умеющий и артистов объявить, и с народном поиграть, и поддерживать активный, динамичный праздничный тонус).
Масленица может уйти, может устроить я народом «фотосессию»,
может просто погулять по празднику.
Она должна будет вернуться к народу перед обрядом Прощания - в том образе, который будет придуман устроителями праздника (привожу - как пример - костромской вариант Уходящей Масленицы:
«Тяжёлый удар колокола.
Масленица появилась. И все видят, что это уже не озорной
мужик, а СТАРИК, одетый в чёрное рубище, и в руках у него связанные осколки битой посуды. А у ЧУЧЕЛА Масленицы лицо не весёлое и радостное, а страшное – похожее на Смерть.
АЛЁНУШКА. Голубушка наша Масленая!
Протянись хоть немножечко!
МАСЛЕНИЦА. Я бы и рада протянуться,
Да в мене голоса нету…
Негромко забили колокола.
Пошёл Старик, поплыло за ним чучело.
А народ провожает Масленицу весело, но не так залихватски, как встречал: тут и прощание, и ёрничанье, и смех, и дразнилки, и плач…»
Повторю: это костромской вариант – он исходит из традиций их краёв.
Внимание!
Если Масленица - это чучело, которое устанавливается посреди площади
или на сцене, то роль Масленицы играет её полномочный представитель (ставится вслух условие – что он (она) и есть Масленица).
И ещё: нужно ли разрисовывать Масленице лицо?
Как хотите, но помните: «нарисованное» - это «лицо», «не нарисованное» - это «лик». Навязанная вам «мордашка» чучела, или – каждый человек сам «увидит» (придумает, нафантазирует) свой образ уходящей Масленицы.
вторая.
«Лучшее подворье».
Событийное слово здесь –
«подворье».
Каждое подворье, как правило, имеет своего хозяина.
Хозяин (хозяйка), его семья, его профессия, его увлечения, его бытие и является тем наполнением, которым один двор отличается от другого.
А «подворье» - это творческая, праздничная, досуговая концентрация Сути этого Двора.
От ворот (калитки) до входа в дом каждый двор живёт своей особой жизнью.
Масленица ведь тоже разная:
на площади она городская,
на подворьях: деревенская, сельская, семейная или любая другая.
К сожалению, в прошлом году, почти все подворья были на одно лицо: они дублировали ту же «Встречу Масленицы», но в миниатюре.
Масленица – это общее праздничное предлагаемое обстоятельство.
Масленица придёт и в каждый дом и в каждый двор.
И каждый знаковый (узнаваемый) Двор встретит её по-своему!
То есть опять мы вернулись к теме «Хозяина Подворья».
Хороший хозяин и оформит двор по своему вкусу, и встретит гостей на свой лад, и игры и потехи будут те, что ему по душе и по сердцу…
Да и застолье будет неповторимо!
То есть: мы входим на подворье и понимаем – кто здесь Хозяин (Хозяйка).
Это могут быть:
«Подворье матушки Зимы»,
«Подворье Весны»,
«Кузнечное подворье»,
«Богатырское подворье»,
«Тёщино подворье»,
«Подворье Зятя» ,
«Двор Сладкоежки»,
«Подворье Сказки» (или любого сказочного персонажа),
«Купеческое подворье»,
«Двор Блина и его Родни» …
И т.п.
Да и сама Масленица тоже может иметь своё подворье: «Заходите ко мне во двор – гостями будете!»
Тематическое различие подворий предполагает и различия и в оформлении, и в интерактивном, игровом, обрядовом, досуговом
общении хозяев и гостей праздника.
Отсюда и разнообразите форм, приёмов в подготовке и проведении «Праздничного Подворья».
Здесь не нужно гнаться за масштабностью: гораздо важнее – Суть, Качество, Интересность и Неповторимости вашего двора.
Номинации от этого только выиграет.
третья.
«Масленица-ярмарка».
Здесь та же ситуация: дублирование «Встречи Масленицы».
А ярмарка, это всё-таки - «
торг с увеселением».
Формы ярмарочной торговли (совсем не обязательно «денежной») тоже разнообразны.
В наше время, когда ассортимент магазинных и ярмарочных товаров почти один и тот же, «Масленичная Ярмарка» (на мой взгляд) должна нести
благотворительный характер.
Осенью в небольшом селе Томской области, провели подобную ярмарку детских поделок, средства от которой (48 тысяч рублей) были перечислены жертвам наводнения в Комсомольске-на-Амуре.
Там были и аукционы (и серьёзные, и потешные), и выставки детского рисунка и рукоделья (причём, сами родители с удовольствием приобретали поделки своим детей), и разнообразные аттракционы, конкурсы с условной оплатой за участие в них.
К «Масленичной Ярмарке» могут быть подготовлены рисунки и поделки на темы «Масленицы», «Зимы», «Весны», «Блинное Царство», шутливые «амулеты-обреги-талисманы» (чтобы в жизни всё шло «как по маслу»), расписанные заготовки «матрёшек», ложки и многое другое.
На вырученные средства могут быть тут же приобретены нужные вещи, книги (или что-то другое)
для детских домов, интернатов, приютов, и для людей с ограниченными жизненными возможностями.
Ярмарка может шире сочетаться с выставкой блинов (не только посмотреть, но и приобрести): в Солнечногорске в прошлом году всех потряс блин «Тёщин язык» (полтора метра длиной).
Ярмарка – это различные виды лотерей и розыгрышей (как театрализованных, так и стандартных).
Особые, оригинальные – «фишка» хорошей ярмарки.
Например: в селе Крапивна Тульской области особым успехом пользовались изделия из крапивы и напиток «Крапивная Мэри» (сок крапивы с томатным соком).
Могут быть товары «Ассортимент сегодняшнего праздника»: пришли без «ледянки» - купи для ребёнка «ледянку».
Это и товары с прицелом на весну и лето.
И, конечно, ярмарка предполагает подвижное, динамичное увеселение: баянисты, гармонисты, фольклорные группы, кукольники, скоморохи, ростовые куклы, потешные гиды, зазывалы, лотошники-коробейники, игровики-затейники, «прикольные рекламные акции»,
оперативное «саночное такси», и другой весёлый, радостный «пиар».
Пространство ярмарке может подлежать определённой театрализации.
В каждом торговом ряду может быть свой «хозяин-символ»: «Калашный ряд»: хозяин Калач или Крендель (двоюродный брат Блина) или Барыня Медовуха...
То есть: «Масленичная Ярмарка» должна быть
необычной: праздничной, радостной, незабываемой, интересной – с изюминкой!
И оставаться «ярмаркой», а не шаблонными «народными гуляниями».
Интерактивное и игровое наполнение
праздника.
«Блины и поцелуи счета не любят»
(поговорка)
Для начала перечислю наиболее популярные игры, конкурсы, забавы и потехи прошлогодних гуляний.
«Состязательные потехи»:
бои на подушках,
бои мешками – на брёвнах на столбах,
«Веники»: весёлая битва-хлестание - по спинам и по попам;
силовые состязания: гири и гантели,
потешные силовые состязания: канат,
поединки ратоборцев (стенка на стенку) и богатырские потехи (проявление силы и сноровки),
«потешное сумо»,
семейные эстафеты на санках,
гонки на ледянках,
гонки на снегокатах,
«Крокодилы» (гонки на руках, а ноги держит помощник),
«Общие лыжи» - групповые потешные гонки,
прыгалки (хотя это не зимняя забава) и прыжки через верёвки-
прыгалки;
бег в мешках,
залезание на столб,
распилка дров,
забивка гвоздей в доски и чурбаны.
«Конкурсные забавы»:
валенки-тир,
тиры (от лука до пистолета),
лепка снежных баб и скульптур,
«Развлечения»:
снежки
катание с гор – от картонки до ледянки,
катание на санках (ледянках),
ходули,
валяние детей в снегу,
«Ручейки»,
«Катания на коньках».
Кажется, что список большой и разнообразный…
Это видимость.
Подобный список (
в полном перечне) должен быть на
каждом хорошем празднике.
Просмотр видеосюжетов показал ограниченность игрового наполнения праздника.
Как правило, доминировали следующие виды развлечений:
перетягивание каната,
бег в мешках,
забивка гвоздей.
ходули.
Это ещё раз говорит об установке на праздник: «Чего тужиться? Проведём – как всегда?»
Как всегда: это – «блины-водка-сожжение чучела».
Поели, выпили, сожгли – что ещё? День прошёл и - слава богу!
Я бы мог понять такой подход в стране тотального атеизма и отказа от дедовских традиций…
Но сегодня…
Когда растёт интерес к творческому и духовному наследию наших предков…
когда объявлен Год культуры (а праздники – неотъемлемая часть культурного наследия)…
когда растёт количество детей-инвалидов (а это показатель того, что дети не играют и физически не крепнут)… - подходить к Масленице: «Проведём – как всегда?». Это себя не уважать!
Масленица тот праздник, который не терпит к себе подхода «кое-как»!
Здесь надо:
или внимательнее присмотреться к творческим кадрам в праздничной культуре,
или создать информационно-развивающую систему обучения в преддверии праздников,
или, в обязательном порядке, заставить изучить и внедрить в праздники игры, забавы, потехи – по особому списку (в виде инструкции).
То есть необходимо практическое внедрение Игры в праздник – во всём её многообразии.
А интересное на Масленице было!
Где-то попробовали провести игру «Царь-горы» (замечательная и когда-то очень популярная мальчишеская игра),
в Ступино придумали «Снежное поле чудес»: люди искали в снежном пространстве клады, спрятанные под снегом.
Увлекательны были:
эстафеты на мётлах,
гонки с горки на тазах,
прикольные жмурки,
разудалые пляски
огнеборцы,
полицейский-ходулист,
«комическое фото»…
Нельзя не отметить разнообразие фейерверков: и цветные, и дымовые, и бумажные.
Радовали глаз:
яркие красивые костюмы,
передвижное оформление - карусели-ленты, карусели-платки.
Всё это, вкупе с ростовыми куклами («Солнце», «Блин», «Медведь с мёдом», «Самовар», «Чашки» и др.) создавало атмосферу праздника.
Конечно, хотелось бы побольше юмора.
Минусом было то, что многие игры неправильно объяснялись и проводились (ну, нельзя «викторинные игры» проводить в кругу),
Не радостно, если хороводы вялые, дряблые и однообразные («хором» - это вместе! и весело!).
Минусом стало и о, что многие тексты были – в стихах.
Это отбивало охоту слушать: или стихи были плохие, или смысл был забит рифмами (обратите внимание на народные заклички Масленицы и Весны: они не рифмованы, но чётко несут Мысль и Действие: «Приходите! Без вас -
ни как!).
Эпилог.
На «посошок».
«Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло»
(поговорка)
Сегодня, когда весь мир помешан на «толерантости» и сам же страдает от неё, когда мучаются умом – как проводить День народного единства, совершенно не вспоминают, что истинные праздники всегда способствовали взаимопониманию, взаимоуважению, взаимопомощи.
Масленица относится к истинным праздникам.
Когда в далёкой Древности этот праздник проводился всегда в один и тот же День: 21 марта.
И был этот День праздничным для многих народов.
Это
Навруз: и Новый год и день примирения и прощения обид, когда горели костры очищения и ряженые изгоняли нечистую силу;
это – зороастрийский Новый год;
в этот день надо было обязательно съесть яблоко;
в Испании этот День – праздник костров, когда сжигалось всё старое;
это День Силы;
у поздних славян – День Вербы;
а древних славян –
ежегодное начало Масленицы.
А ещё – это
День весеннего равноденствия.
Астрономический день рождения Весны.
(самое время убрать подальше зимние вещи: вместе с ними из вашей жизни уйдут зимняя хандра и уныние).
Сегодня это:
Международный День Сна.
Всемирный День Земли.
Всемирный День Поэзии.
Международный день кукольников.
Как просто и приятно дружить праздниками!
Сударыня Масленица располагает к такой дружбе и радостному общению!
Да здравствуют всегда масленичные дни!!!
«В праздники Боги спускались потешиться и повеселиться вместе с людьми.
Не было ощущения безысходности и безнадёжности, вера была и утешением и усладой!
Когда-то русскому человеку было присуще светлое, радостное, незамутнённое состояние сознания, ощущение лёгкости бытия».
Источники основная информации:
Календарь
«2005. Русские обряды и праздники».
Автор: Буенок А.
«Издательство «Тритон». Санкт-Петербург,
2001 года, типография «Тритон».
Календарь
«2007. Русские обряды и праздники».
Автор: Буенок А.
«Издательство «Тритон». Санкт-Петербург,
2003 года, типография «Тритон».
«По старому русскому обычаю».
«Блин-оберег» (масленичное скоморошье представление).
Поделиться с друзьями