АУ Досуг
21. 08. 2017 г.


Методические рекомендации «Сударыня Масленица»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Пока оценок нет)
Загрузка...

24.02.2016 | Автор:
maslenica23-25022012«Сударыня Масленица» (мысли на тему и режиссёрские советы по проведению Масленицы)   «В праздники Боги спускались потешиться и повеселиться вместе  с людьми. Не было ощущения безысходности и безнадёжности, вера была и утешением и усладой! Когда-то русскому человеку было присуще светлое, радостное, незамутнённое состояние сознания, ощущение лёгкости бытия». («2005. Русские обряды и праздники». Автор: Буенок А. «Издательство «Тритон». Санкт-Петербург, 2001 года, типография «Тритон»).   II.                     Формы  и «с чем их едят».                 «И самый хладнокровный человек любит горячие блины» (поговорка) К большому сожалению, практически во всех празднованиях масленицы различий нет! О чём это говорит? О формально подходе к формам масленичных гуляний. То есть - темы не были изучены! Господствует принцип: «Делаем как всегда! Делаем как все!» То есть, подготовка к Празднику ведется не праздничными мыслями, а будничными… А Праздник – это не будни! Но не будем никого критиковать, а попробуем разобраться: чем же формы  отличаются друг от друга? Итак…  первая. «Встречаем Масленицу». Действенный глагол: «встречаем». Любая праздничная встреча подразумевает: - подготовку к праздничному событию (творческий канун); - ожидание гостя (гостей, события и др.); - явление (приезд, приход, прилёт и т.п.) символа Праздника; - встреча; - знакомство (обряд открытия), - гуляния. Общая тема «Встречаем Масленицу» разбивается на маленькие составные сквозного праздничного действа. Глагол «разбивается» имеет ввиду не «рассыпуху», а разнообразие. Попробуем – каждой «мелкой составной части» и дать название, и определить содержание (и названия, и содержания носят условный, относительный характер).   1. Ожидание. «Масленичный переполох»:                              «Песенный перезвон»    фонограмма праздничных, обрядовых, масленичных, зазывальных песен и мелодий; «Страсти по Масленице»                                    (театрализовано-игровой пролог)                                                         (а):                    - глашатаи, скоморохи, ряженые, символы года и праздника и другие различные персонажи оповещают о скором событии: прибытии Госпожи Широкой Масленицы; - начинается подготовка к её встрече (это могут быть: игровое экспресс-оформление, игры, конкурсы, викторины, речёвки, песни и другие подготовительные  развлечения на тему праздника. (б):                    - может быть и «конфликтный» пролог: Масленицу похитили  (умыкнули или что-то подобное); за неё надо сражаться (или – бороться); может появиться враг (или оппонент) Масленицы (в Ногинске  был Добрыня Никитич, который победил Змея Горыныча и  освободил Весну, а она привела Масленицу); - были случаи, когда появлялись такие «герои», как - Мировой Финансовый Кризис, и Конец Света и пытались прекратить праздник; - являлся Пост, которому надоело ждать – когда о нём вспомнят; все эти явления, конечно должны быть решены в добром, смеховом подходе.                                        (в):                    - закличка Масленицы (или Весны – кого приглашаете). Закличка должна быть обязательна: не позовёте – не придут ни Масленица, ни Весна.   Основная задача Пролога: собрать людей и подготовить их к прибытию  и встрече долгожданной гостьи.     2. Явление. «Масленичное посольство»:          здесь могут все виды праздничного шествия - шествие торжественное, красивое, - потешное, - интерактивно-игровое – с вовлечением в свои ряды праздной публики; - это могут быть и «колонны», и «змейки», «ручейки»; - «Масленичный поезд», - и на лыжах, и на санях, на коньках, на санках, и на автотранспорте; - на русской Тройке – символ Года Коня; - колонна «От Зимы», колонна «От Весны», «Солнечная колонна», «Блинная колонна» и  прочее, прочее, прочее; - под оркестр, под гармошку, с шумелками, свистелками, трещотками и т.п.; - транспаранты, плакаты, праздничные лозунги и девизы; и многое, многое другое. - Даже «масленичный олимпийский блин-огонь» (тем более, что Широкая Масленица начинается на другой день после окончания зимних олимпийских игр в Сочи: передача «праздничной эстафеты» – налицо! И главный герой шествия – сама Госпожа Широкая Масленица (в любом и любом ей «прикиде»: Масленица тоже любит    рядиться!): одна или с Весной. - В колонне могут быть все желанные для Масленицы гости: и праздники грядущего года, и книжные-кино-мульт-герои, и сказочные персонажи. Все они потом могут активно участвовать в празднично представлении. Но надо помнить: здесь важен размах фантазии, юмора и сообразительности, а не масштаб финансов.   3.    Встреча.     «Блин да Мёд». Конечно, Масленицу встречают не хлебом-солью, а блинами, пирогами да оладьями (и всеми видами приправ к блинам: от икры до сметаны). Встречающими могут быть: и сам Царь-Блин с супругой Оладушкой, и царь Горох (как было в ряде городов Подмосковья), и Царь Берендей со своими берендеями, и скоморохи, ряженные, лотошники с коробейниками, и Ком-Медведь – жителями Сказочного Леса, и Сказка, и Дед Мороз со Снегурочкой и снеговиками (эти праздничные персонажи тоже были в программах ряда городов), и Весна, и Зима (представители времён года любят этот праздник), и символы масленичной недели: Зять, Тёща, Разгуляй, и любые другие  персонажи.   Встреча: это чествование Масленицы, здравица в её честь, причащение блинками (вот для чего нужны лотошники и коробейниками) и приглашение к совместному творческому гулянию: «Пир - на весь мир!».   4.    Знакомство.        «Семья – это семь Я»: Масленица имеет право сомневаться: а знакома ли она «этим собравшимся на площади людям»? Здесь в дело вступает та подготовка, которая проводилась до «Явления Масленицы народу»: это и театрализованный «Календарь Масленицы», и интерактивный экспресс-диалог с гостями праздника, и выступление официальных лиц (особенно здорово будет, если они чуть-чуть преобразятся по-праздничному, и если их речи будут соответствовать настроению Дня). Ответная речь Масленицы (или её представителя) должна выразить известное народное поверье: «Как Масленицу встретишь и проведёшь – таким и Год будет». Здравица от Масленицы может быть и музыкальной. Здесь же и встречные дары от Масленицы: потешные чины, прикольные премии и награды, информация о празднично-игровых просторах гуляний, и т.п. И, совместно с официальными лицами Масленица (или её полномочный представитель) совершают обряд открытия гуляний и объявляют гуляния открытыми.   5.    Гуляния.  «Масленичная карусель»: Масленица передаёт бразды правления ведущим (в любом имидже, образе  иди «прикиде» - лучше, чтобы это был игромастер, умеющий и артистов объявить, и с народном поиграть, и поддерживать активный, динамичный праздничный тонус).          Масленица может уйти, может устроить я народом «фотосессию», может просто погулять по празднику. Она должна будет вернуться к народу перед обрядом Прощания - в том образе, который будет придуман устроителями праздника (привожу - как пример - костромской вариант Уходящей Масленицы: «Тяжёлый удар колокола.          Масленица появилась. И все видят, что это уже не озорной мужик, а СТАРИК, одетый в чёрное рубище, и в руках у него связанные осколки битой посуды. А у ЧУЧЕЛА Масленицы лицо не весёлое и радостное, а страшное – похожее на Смерть. АЛЁНУШКА. Голубушка наша Масленая! Протянись хоть немножечко! МАСЛЕНИЦА. Я бы и рада протянуться, Да в мене голоса нету… Негромко забили колокола. Пошёл Старик, поплыло за ним чучело. А народ провожает Масленицу весело, но не так залихватски, как встречал: тут и прощание, и ёрничанье, и смех, и дразнилки, и плач…» Повторю: это костромской вариант – он исходит из традиций их краёв.   Внимание! Если Масленица - это чучело, которое устанавливается посреди площади или на сцене, то роль Масленицы играет её полномочный представитель (ставится вслух условие – что он (она) и есть Масленица). И ещё: нужно ли разрисовывать Масленице лицо? Как хотите, но помните: «нарисованное» - это «лицо», «не нарисованное» - это «лик». Навязанная вам «мордашка» чучела, или – каждый человек сам «увидит» (придумает, нафантазирует) свой образ уходящей Масленицы.      вторая. «Лучшее подворье». Событийное слово здесь – «подворье». Каждое подворье, как правило, имеет своего хозяина. Хозяин (хозяйка), его семья, его профессия, его увлечения, его бытие и является тем наполнением, которым один двор отличается от другого. А «подворье» - это творческая, праздничная, досуговая концентрация Сути этого Двора. От ворот (калитки) до входа в дом каждый двор живёт своей особой жизнью. Масленица ведь тоже разная: на площади она городская, на подворьях: деревенская, сельская, семейная или любая другая. К сожалению, в прошлом году, почти все подворья были на одно лицо: они дублировали ту же «Встречу Масленицы», но в миниатюре. Масленица – это общее праздничное предлагаемое обстоятельство. Масленица придёт и в каждый дом и в каждый двор. И каждый знаковый (узнаваемый) Двор встретит её по-своему! То есть опять мы вернулись к теме «Хозяина Подворья». Хороший хозяин и оформит двор по своему вкусу, и встретит гостей на свой лад, и игры и потехи будут те, что ему по душе и по сердцу… Да и застолье будет неповторимо! То есть: мы входим на подворье и понимаем – кто здесь Хозяин (Хозяйка). Это могут быть: «Подворье матушки Зимы», «Подворье Весны», «Кузнечное подворье», «Богатырское подворье», «Тёщино подворье», «Подворье Зятя» , «Двор Сладкоежки», «Подворье Сказки» (или любого сказочного персонажа), «Купеческое подворье», «Двор Блина и его Родни» … И т.п. Да и сама Масленица тоже может иметь своё подворье: «Заходите ко мне во двор – гостями будете!» Тематическое различие подворий предполагает и различия и в оформлении, и в интерактивном, игровом, обрядовом, досуговом общении хозяев и гостей праздника. Отсюда и разнообразите форм, приёмов в подготовке и проведении «Праздничного Подворья». Здесь не нужно гнаться за масштабностью: гораздо важнее – Суть, Качество, Интересность и Неповторимости вашего двора. Номинации от этого только выиграет.    третья.        «Масленица-ярмарка». Здесь та же ситуация: дублирование  «Встречи Масленицы». А ярмарка, это всё-таки - «торг с увеселением». Формы ярмарочной торговли (совсем не обязательно «денежной») тоже разнообразны. В наше время, когда ассортимент магазинных и ярмарочных товаров почти один и тот же, «Масленичная Ярмарка» (на мой взгляд) должна нести благотворительный характер. Осенью в небольшом селе Томской области, провели подобную ярмарку детских поделок, средства от которой (48 тысяч рублей) были перечислены жертвам наводнения в Комсомольске-на-Амуре. Там были и аукционы (и серьёзные, и потешные), и выставки детского рисунка и рукоделья (причём, сами родители с удовольствием приобретали поделки своим детей), и разнообразные аттракционы, конкурсы с условной оплатой за участие в них. К «Масленичной Ярмарке» могут быть подготовлены рисунки и поделки на темы «Масленицы», «Зимы», «Весны», «Блинное Царство», шутливые «амулеты-обреги-талисманы» (чтобы в жизни всё шло «как по маслу»), расписанные заготовки «матрёшек», ложки и многое другое. На вырученные средства могут быть тут же приобретены нужные вещи, книги (или что-то другое) для детских домов, интернатов, приютов, и для людей с ограниченными жизненными возможностями. Ярмарка может шире сочетаться с выставкой блинов (не только посмотреть, но и приобрести): в Солнечногорске в прошлом году всех потряс блин «Тёщин язык» (полтора метра длиной). Ярмарка – это различные виды лотерей и розыгрышей (как театрализованных, так и стандартных). Особые, оригинальные – «фишка» хорошей ярмарки. Например: в селе Крапивна Тульской области особым успехом пользовались изделия из крапивы и напиток «Крапивная Мэри» (сок крапивы с томатным соком). Могут быть товары «Ассортимент сегодняшнего праздника»: пришли без «ледянки» - купи для ребёнка «ледянку». Это и товары с прицелом на весну и лето. И, конечно, ярмарка предполагает подвижное, динамичное увеселение: баянисты, гармонисты, фольклорные группы, кукольники, скоморохи, ростовые куклы, потешные гиды, зазывалы, лотошники-коробейники, игровики-затейники,  «прикольные рекламные акции», оперативное «саночное такси»,  и другой весёлый, радостный «пиар». Пространство ярмарке может подлежать определённой театрализации. В каждом торговом ряду может быть свой «хозяин-символ»: «Калашный ряд»:  хозяин Калач или Крендель (двоюродный брат Блина) или Барыня Медовуха... То есть: «Масленичная Ярмарка» должна быть необычной: праздничной, радостной, незабываемой, интересной – с изюминкой! И оставаться «ярмаркой», а не шаблонными «народными гуляниями».              Интерактивное и  игровое наполнение                                  праздника.   «Блины и поцелуи счета не любят» (поговорка) Для начала перечислю наиболее популярные игры, конкурсы, забавы и потехи прошлогодних гуляний.   «Состязательные потехи»: бои на подушках, бои мешками – на брёвнах на столбах, «Веники»: весёлая  битва-хлестание - по спинам и по попам;   силовые состязания: гири и гантели, потешные силовые состязания: канат, поединки ратоборцев (стенка на стенку) и богатырские потехи (проявление силы и сноровки), «потешное сумо»,   семейные эстафеты на санках, гонки на ледянках, гонки на снегокатах, «Крокодилы» (гонки на руках, а ноги держит помощник), «Общие лыжи» - групповые потешные гонки,   прыгалки (хотя это не зимняя забава) и прыжки через верёвки- прыгалки; бег в мешках, залезание на столб,   распилка дров, забивка гвоздей в доски и чурбаны.   «Конкурсные забавы»: валенки-тир, тиры (от лука до пистолета), лепка снежных баб и скульптур,           «Развлечения»: снежки катание с гор – от картонки до ледянки, катание на санках (ледянках), ходули, валяние детей в снегу, «Ручейки», «Катания на коньках».   Кажется, что список большой и разнообразный… Это видимость. Подобный список (в полном перечне) должен быть на каждом хорошем празднике. Просмотр видеосюжетов показал ограниченность игрового наполнения праздника. Как правило, доминировали следующие виды развлечений: перетягивание  каната, бег в мешках, забивка гвоздей. ходули. Это ещё раз говорит об установке на праздник: «Чего тужиться? Проведём – как всегда?» Как всегда: это – «блины-водка-сожжение чучела». Поели, выпили, сожгли – что ещё? День прошёл и - слава богу! Я бы мог понять такой подход в стране тотального атеизма и отказа от дедовских традиций… Но сегодня… Когда растёт интерес к творческому и духовному наследию наших предков… когда объявлен Год культуры (а праздники – неотъемлемая часть культурного наследия)… когда растёт количество детей-инвалидов (а это показатель того, что дети не играют и физически не крепнут)… - подходить к Масленице: «Проведём – как всегда?». Это себя не уважать! Масленица тот праздник, который не терпит к себе подхода «кое-как»! Здесь надо: или внимательнее присмотреться к творческим кадрам в праздничной культуре, или создать информационно-развивающую систему обучения в преддверии праздников, или, в обязательном порядке, заставить изучить и внедрить в праздники игры, забавы, потехи – по особому списку (в виде инструкции). То есть необходимо практическое внедрение Игры в праздник – во всём её многообразии. А интересное на Масленице было! Где-то попробовали провести игру «Царь-горы» (замечательная и когда-то очень популярная мальчишеская игра), в Ступино придумали «Снежное поле чудес»: люди искали в снежном пространстве клады, спрятанные под снегом. Увлекательны были: эстафеты на мётлах, гонки с горки на тазах, прикольные жмурки, разудалые пляски огнеборцы, полицейский-ходулист, «комическое фото»…   Нельзя не отметить разнообразие фейерверков:  и цветные, и дымовые, и бумажные. Радовали глаз: яркие красивые костюмы, передвижное оформление - карусели-ленты, карусели-платки. Всё это, вкупе с ростовыми куклами («Солнце», «Блин», «Медведь с мёдом», «Самовар», «Чашки» и др.) создавало  атмосферу праздника. Конечно, хотелось бы побольше юмора. Минусом было то, что многие игры неправильно объяснялись и проводились (ну, нельзя «викторинные игры» проводить в кругу), Не радостно, если  хороводы вялые, дряблые и однообразные («хором» - это вместе! и весело!). Минусом стало и о, что многие тексты были – в стихах. Это отбивало охоту слушать: или стихи были плохие, или смысл был забит рифмами (обратите внимание на народные заклички Масленицы и Весны: они не рифмованы, но чётко несут Мысль и Действие: «Приходите! Без вас - ни как!).     Эпилог.        На «посошок».   «Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло» (поговорка) Сегодня, когда весь мир помешан на «толерантости» и сам же страдает от неё, когда мучаются умом – как проводить День народного единства, совершенно не вспоминают, что истинные праздники всегда способствовали взаимопониманию, взаимоуважению, взаимопомощи. Масленица относится к истинным праздникам. Когда в далёкой Древности этот праздник проводился всегда в один  и тот же День: 21 марта. И был этот День праздничным для многих народов. Это Навруз: и Новый год и день примирения и прощения обид, когда горели костры очищения и ряженые изгоняли нечистую силу; это – зороастрийский Новый год; в этот день надо было обязательно съесть яблоко; в Испании этот День – праздник костров, когда сжигалось всё старое; это День Силы; у поздних славян – День Вербы; а древних славян – ежегодное начало Масленицы. А ещё – это  День весеннего равноденствия. Астрономический день рождения Весны. (самое время убрать подальше зимние вещи: вместе с ними из вашей жизни уйдут зимняя хандра и уныние). Сегодня это: Международный День Сна.                    Всемирный День Земли.                    Всемирный День Поэзии. Международный день кукольников.   Как просто и приятно дружить праздниками! Сударыня Масленица располагает к такой дружбе и радостному общению! Да здравствуют всегда масленичные дни!!!   «В праздники Боги спускались потешиться и повеселиться вместе  с людьми. Не было ощущения безысходности и безнадёжности, вера была и утешением и усладой! Когда-то русскому человеку было присуще светлое, радостное, незамутнённое состояние сознания, ощущение лёгкости бытия».   Источники основная информации: Календарь «2005. Русские обряды и праздники». Автор: Буенок А. «Издательство «Тритон». Санкт-Петербург, 2001 года, типография «Тритон».   Календарь «2007. Русские обряды и праздники». Автор: Буенок А. «Издательство «Тритон». Санкт-Петербург, 2003 года, типография «Тритон».   «По старому русскому обычаю».   «Блин-оберег» (масленичное скоморошье представление).

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий


*

code

Навигация по сайту
Полезные ссылки

Фотослайдер новостей
Программы и проекты
Наш опрос

Кто автор: "Краткость – сестра таланта"?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Все права защищены © 2017 г. Официальный сайт - АУ КРСТО Досуг

При полном или частичном использовании материалов сайта, активная ссылка на первоисточник audosug.ru строго обязательна..

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
CMS WordPress. Вебдизайн и техподдержка сайта EVS.